О законе о КИК

original

 

О новых нормах законодательства

В 2015 году в РФ вступило в действие законодательство, изменяющее налоговый режим иностранных компаний. Федеральным законом N 376-ФЗ от 24.11.2014 в налоговый кодекс РФ введена Глава 3.4 «Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица», в которой установлены правила налогообложения доходов контролируемых иностранных компаний (КИК). В соответствии с этими правилами, у таких субъектов, как российские владельцы акций или долей в иностранных компаниях, появляется обязанность декларировать в России доходы, на которые будут начисляться налоги. Причем, точно такая же обязанность возникает не только у участника компании, но и у любого контролирующего КИК лица (КЛ).

В соответствии с пунктом 2 Статьи 25.13 НК РФ, Контролируемой Иностранной Компанией признается иностранная компания, не являющиеся резидентом Российской Федерации, контролирующим лицом которой является налоговый резидент Российской Федерации. Т.е. иностранная организация рассматривается аналогично организации в РФ, фактическое управление которой осуществляется за пределами РФ, в частности, если ее коммерческая деятельность осуществляется с использованием ее собственного квалифицированного персонала и активов в государстве (на территории) ее постоянного местонахождения, с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Контролирующим лицом до 1 января 2016 года будет признаваться лицо (юридическое или физическое), которое самостоятельно или совместно с взаимозависимыми лицами осуществляют контроль над КИК в своих интересах или в интересах взаимозависимых с этим лицом лиц, причем доля его участия в организации (для физических лиц — совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50 процентов.  После этого срока им признается физическое или юридическое лицо, доля участия которого в уставном капитале организации составляет более 25%. Если общая доля налоговых резидентов РФ в уставном капитале организации составляет более 50%, то контролирующим лицом признается физлицо, или организация, которая обладает долей более 10%.

Контроль определяется законодателем, как оказание или возможность оказания влияния на решения, принимаемые КИК в отношении распределения полученной прибыли (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре, предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между лицом и организацией и/или иными лицами.

В соответствии с налоговым законодательством прибыль контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций или по налогу на доходы физических лиц в том случае, если ее величина составила более 10 млн рублей (с 2015 года — 50 млн рублей, с 2016 года — 30 млн рублей).

И, хотя законодательство о КИК в настоящий момент достаточно новое, и статистика судебной практики отсутствует, тем не менее, не требуется каких-то специальных знаний, чтобы понять и выявить в конструкции правовой нормы факторы, порождающие у субъекта обязанность декларировать доходы, возникающие у КИК.

ey-deoffshorization-practical-aspects-6-638

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Налоговое резидентство

Как упоминалось выше, исходя из нормы п.2 Ст. 25.13 НК РФ, любая иностранная компания, казалось бы, не являющаяся резидентом Российской Федерации, если ею не владеет, а лишь контролирует лицо, являющееся налоговым резидентом Российской Федерации, признается в целях Налогового Кодекса контролируемой иностранной компанией и подлежит налогообложению.

Таким образом, поскольку для данного логического заключения фактор резидентства иностранной компании оказывается презумпцией (на него нельзя влиять), то для разрушения конструкции приведенного в п.2 Ст. 25.13 НК РФ логического заключения, необходимо воздействовать на фактор резидентности физического лица, контролирующего такую иностранную компанию. Это позволит физическому лицу не стать специальным субъектом нормы этого закона, т.е. может позволить выйти из под действия норм законодательства о КИК.

Это рассуждение приводит к необходимости решения вопроса о смене налогового резидентства. Причем именно резидентства, которое вовсе не одно и то же с понятием гражданство.

Согласно п.п. 2 и 2.1 Ст. 207 НК РФ, налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается, если оно «выезжает за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения или исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья». В 2015 году Налоговыми резидентами признаются также физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не менее 183 календарных дней в течение периода с 18 марта по 31 декабря 2014 года.

Таким образом, сам факт получения паспорта иностранного государства не является основанием для автоматического  прекращения налогового резидентства РФ для физического лица. Чтобы не быть признанным налоговым резидентом РФ, необходимо также и находиться вне территории РФ более 183 дней. Это достаточно большой срок, позволяющий говорить о наличии необходимости в получении все того же «второго паспорта», оформлении вида на жительство в какой-то из зарубежных стран, или даже получении гражданства вне РФ.

Можно пойти другим путем. К примеру, организация офиса управления компанией вне пределов Российской Федерации, серьезно увеличивает вероятность того, что признать наличие управление и осуществления контроля за организацией с территории РФ, становится затруднительным.

Все описанные варианты могут быть реализованы нашей компанией.

Частные фонды

В соответствии с положениями корпоративного и налогового законодательства многих иностранных юрисдикций частный фонд (не путать с инвестиционным фондом, о котором речь пойдет ниже) не может вести регулярную коммерческую деятельность и иметь целью создания извлечение прибыли. Частные фонды должны  создаваться с целями, как управление активами семьи, благотворительность, привлечение и управление капитала, защита активов.

В частном фонде нет акционеров или участников, но есть бенефициары. Во многих отношениях частный фонд (порождение системы континентально-европейского права) подобен трасту, существующему в англо-американской правовой семье. И, хотя активы фонда не могут использоваться для удовлетворения обязательств учредителя или бенефициаров, тем не менее, именно частный фонд обладает целым рядом свойств, делающих его весьма выгодным объектом учреждения, позволяющим ему не подпадать под нормы законодательства о КИК.

В соответствии со Статьей 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», некоммерческой организацией, признается организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Согласно пункту 7, недавно введенной в НК РФ Статьи 25.13, если контролируемая иностранная компания является некоммерческой организацией, которая в соответствии со своим личным законом не распределяет полученную прибыль (доход) между акционерами (участниками, учредителями), то прибыль такой контролируемой иностранной компании будет освобождена от налогообложения.

Наши юристы обладают большим опытом в учреждении и сопровождении деятельности частных фондов. Например мы можем учредить фонд, в оффшорных юрисдикциях, например в Панаме, где регистрируют, как классический частный фонд, руководствуясь положениями Закона №25 «О частных Фондах» от 12 июня 1995 г., так и новейшие его модификации, представляющие собой два новых вида фондов – это «Инкубаторный Фонд (Incubator Fund)» и «Подтвержденный Фонд (Approved Fund)», которые с 1 июня 2015 года установлены новым положением Панамы об инвестиционном бизнесе.  Или в налоговых юрисдикциях, таких как Кипр и Гонконг, где мы готовы помочь в создании классических частных фондов различных видов, каждый из которых является привлекательным финансовым продуктом, который можно использовать в рамках своего бизнеса.

Трасты и холдинги

Президент РФ Владимир Путин подписал принятый 22 мая 2015 Государственной Думой 22 мая, одобренный Советом Федерации 3 июня 2015 Федеральный Закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)», согласно положениям которого, от налогообложения освобождены активные иностранные холдинги и безотзывные трасты.

Т.е. согласно этим поправкам, прибыль КИК освобождается от налогообложения, если компания является активной иностранной холдинговой или субхолдинговой компанией.

Из-под действия закона о КИК также выводятся безбенефициарные безотзывные трасты. Эти структуры обычно применяются в целях долгосрочного наследственного планирования (например, в пользу еще не родившихся наследников).

Юристы нашей компании могут помочь создать трасты в удобных для этого юрисдикциях — в Панаме, на БВО, на Кипре, в Новой Зеландии, в Гонконге и т.п. с целью обеспечения полной и всесторонней защиты активов независимо от того, являетесь ли вы частным лицом или корпорацией.

А.Б. Костромин, юрист компании

Зарегистрировать компанию сейчас




Cloudim