Основные положения ФЗ от 08.06.2015 N 140-ФЗ «Об амнистии капиталов»

президент-545

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «Об амнистии капиталов»

Согласно официальной статистике, оценка зарубежных активов отечественных компаний превышают $200 млрд, а их скрытая в оффшорных юрисдикциях и банках часть много больше. Поэтому, авторы закона об амнистии капиталов заявляют о дополнительных поступлениях в бюджет $2 млрд. Кроме того нашему государству принятие данного закона не только позволяет создать правовой механизм добровольного декларирования активов и счетов (вкладов) в банках, но и конституировать переход Российской Федерации к автоматическому обмену налоговой информацией с иностранными государствами.

В прошлогоднем послании Федеральному Собранию Президент РФ Владимир Путин обосновал необходимость амнистии капиталов желанием «перевернуть офшорную страницу в истории нашей экономики». И вот, 08 июня 2015 года, Федеральный закон от 08.06.2015 N 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», после долгих активных обсуждений, редакций и внесенных изменений, получивший в народе название «Закон об амнистии капиталов», был официально опубликован и сразу же вступил в силу после официального опубликования.

В ЧЕМ СМЫСЛ?
Согласно закону, бизнесмен, добровольно задекларировавший в России свои зарубежные активы, полностью освобождается от ответственности не только за налоговые и административные правонарушения, но даже и за уголовные преступления, связанные с этими активами. Для чего физическим лицам законодатель предоставляет право до 31 декабря 2015 года однократно задекларировать свои зарубежные активы, свои права и имущество, являющиеся объектами данного закона. В обмен на это ФЗ N 140-ФЗ предоставляет правовые гарантии сохранности капитала и имущества, в целях обеспечения защиты их имущественных интересов и снижения рисков, связанных с ограничениями использования российских капиталов, находящихся в иностранных государствах.

О КОМ И О ЧЕМ?
Итак, субъектами ФЗ N 140-ФЗ являются физические лица и лица, информация о которых содержится в специальной декларации, поданной в соответствии с законом, ранее не заявлявшие о том, что они на дату представления декларации являются собственниками или фактическими владельцами декларируемых объектов:
— Имущества (объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, в том числе акций, а также долей участия и паев в уставных (складочных) капиталах российских и (или) иностранных организаций);
— Долей участия и паях в уставных или складочных капиталах российских и (или) иностранных организаций, о своих счетах открытых в банках, расположенных за пределами Российской Федерации,
— Банковских счетов, в отношении которых они признаются бенефициарным владельцами (когда банковский счет открыт на КИК с номинальным владельцем, директор или управляющий которого является для банка бенефициаром по счету).
— Контролируемых иностранных компаний, в которых они являются контролирующими лицами без прямого участия в капитале путем владения акциями, долями и (или) паями в уставных (складочных) капиталах таких компаний (КИК держится через номинального владельца).
Важно отметить, что гарантии освобождения от ответвенности предоставляются исключительно в пределах указанного в декларации имущества (контролируемых иностранных компаний, счетов (вкладов) и (или) операций по приобретению (способов и механизмов формирования источников приобретения), использованию либо распоряжению таким имуществом (контролируемыми иностранными компаниями), открытию и (или) зачислению денежных средств на такие счета (вклады).
Также важно, что в соответствии со Статьей 4 закона не только декларант, но и лицо, информация о котором содержится в декларации, освобождаются от уголовной, административной ответственности. Из чего следует, что гарантии распространяются и на сотрудников юридических лиц, в случае указания в декларации сведений об участии юридического лица в процессе приобретения (формирования источников приобретения), использования либо распоряжения имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в декларации, и (или) открытия и (или) зачисления денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в декларации, гарантии освобождения от уголовной и административной ответственности, распространяются на лиц, которые в соответствии с распорядительными документами указанной организации выполняли организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Виды ответственности, на которые распространяются гарантии ФЗ N 140-ФЗ об свобождении от ответственности при условии, если эти правонарушения связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями и (или) с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады) и информация о которых содержится в декларации, законодателем выделяется в три вида:
1. Уголовная ответственность
Дополнена Статья 76.1 УК РФ, согласно которой:
Лицо освобождается от уголовной ответственности при выявлении факта совершения им до 1 января 2015 года деяний, содержащих признаки составов преступлений, предусмотренных:
— Статьей 193 УК РФ «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации»;
— части первая и вторая Статьи 194 УК РФ «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица»;
— Статьей 198 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица»;
— Статьей 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации»;
— Статьей 199.1 УК РФ «Неисполнение обязанностей налогового агента»;
— Статьей 199.2 УК РФ «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов» Федерации;
при условии, если это лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и если такие деяния связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в специальной декларации, и (или) с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации. В этом случае не применяются положения частей первой и второй настоящей статьи в части возмещения ущерба, перечисления в федеральный бюджет денежного возмещения и полученного дохода.
При этом следует отметить, что, не смотря на важное условие предоставления гарантий, состоящее в том, что освобождение лица от ответственности наступает в силу закона, только если на дату представления декларации в отношении него не возбуждено уголовного дела, тем не менее, ФЗ N 140-ФЗ в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации вносится Статья 28.1, согласно которой суд, а также следователь (с согласия руководителя следственного органа), получают право прекратить уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного статьей 193, частями первой и второй статьи 194, статьями 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, при наличии оснований, предусмотренных частью третьей статьи 76.1. Уголовного кодекса Российской Федерации.
2. Административная ответственность
При наличии оснований, предусмотренных в Статье 14.1 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) и при совершении валютных операций и (или) зачислении денежных средств на счета (вклады). Следует полагать, что конструкции составов данных правонарушений содержатся в:
— Статье 15.1 КоАП РФ «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов»;
— Статье 15.3 КоАП РФ «Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе»;
— Статье 15.4 КоАП РФ «Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации»;
— Статье 15.5 КоАП РФ «Нарушение сроков представления налоговой декларации»;
— Статье 15.6 КоАП РФ «Непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля»;
— Статье 15.11 КоАП РФ «Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности»;
— Статье 15.25 КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования».
Предоставление гарантий освобождения лица от административной ответственности возможно только, если если на дату представления декларации в отношении него не было возбуждено дело об административном правонарушении.
3. Ответственность за налоговые правонарушения
Перечень статей законодатель оставил открытым, лишь указав условие о том, что эти правонарушения должны быть связаны с приобретением, использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в декларации.
Предоставление гарантий освобождения лица от ответственности за налоговые правонарушения, возможно только если на дату представления декларации в отношении лица уже не начато производство по делу о соответствующем налоговом правонарушении, освобождение от ответственности за которое предусмотрено положениями данного ФЗ, и (или) не была начата выездная налоговая проверка.

СОБСТВЕННО СПЕЦИАЛЬНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
Собственно форма и порядок заполнения специальной декларации устанавливается приложениями 1 и 2 к ФЗ N 140-ФЗ. Декларация и документы и (или) сведения, прилагаемые к декларации, должны быть оформлены на русском языке или иметь нотариально удостоверенный перевод на русский язык.
К декларации прилагаются документы и (или) сведения, подтверждающие информацию, содержащуюся в декларации в следующих формах:
1) нотариально заверенная копия каждого из договоров номинального владения имуществом (в случае, если декларант указывает в декларации сведения об имуществе, фактическим владельцем которого он является);
2) иные документы и (или) сведения, прилагаемые к декларации по желанию декларанта, подтверждающие информацию, содержащуюся в декларации;
3) опись документов и (или) сведений, прилагаемых к декларации, составленная в произвольной форме в двух экземплярах и содержащая краткое описание признаков и реквизиты указанных документов, позволяющие их идентифицировать.
Сведения, содержащиеся в декларации и документах и (или) сведениях, прилагаемых к декларации, признаются налоговой тайной в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Безусловно важным для декларантов является тот факт, что в силу прямого указания закона, ни факт представления данной декларации, документов и сведений, прилагаемых к декларации, ни вообще любые сведения, содержащиеся в декларации и документах, прилагаемых к декларации, не могут быть использованы ни в качестве основания для возбуждения уголовного дела, производства по делу об административном и (или) налоговом правонарушении, ни в качестве доказательства по уголовному делу или делу об административном или налоговом правонарушении, если на это не выражается желания декларанта.

 

А.Б. Костромин, юрист компании

Зарегистрировать компанию сейчас




Cloudim